Казачий круг
Вершиной казачьей демократии является Войсковой круг. На Войсковом круге казаки тогда и сегодня решают все жизненно важные вопросы. Для решения более мелких вопросов казаки ранее и теперь собираются на общий сбор.
Войсковой круг собирался в столице Донского казачества – в Черкасске. Войсковой круг является верховным органом власти. В каждом городке или станице, для решения местных проблем, собирается свой Круг.
В походах, главным органом управления являлся Круг походного войска. Смысл слова «круг» заключается в том, что при обсуждении вопросов казаки собирались в круг, чтобы видеть лица друг друга. Если вопросы решались на море, казаки ставили лодки в круг, а если дело происходило на суше – ставили лошадей головами к центру.
На самом главном Войсковом кругу решались и самые главные вопросы, например, вопросы войны и мира, вопросы приема послов. На войсковом кругу зачитывались царские грамоты. На Войсковом кругу зачитывались ответы царскому посланнику.
Круги в городках и станицах тоже решали свои местные вопросы. На местных кругах выносили приговоры преступникам, выбирали местную власть – атамана и его помощника – есаула. Воровство и трусость, а также непослушание, наказывались лишением прав. Это выглядело, приблизительно так: «И на том ослушнике наша войсковая пеня – век бить и грабить, и суда ему в войске не будет».
Круг решал и, как теперь принято говорить, бракоразводные процессы и процедуры. Бракосочетание выглядело так: жених выводил свою невесту в круг и, после процедуры взаимного раскланивания, оглашал перед всеми присутствующими: «Будь моей женой».
На это будущая жена ему отвечала: «Будь моим мужем». Впоследствии, даже когда стало общепринятым церковное венчание, этот ритуал оставался в силе. Перед тем как пойти в церковь, будущие молодожены были обязаны исполнить этот древний обряд на майдане.
На кругу совершался и разводный процесс.
- Атаманы-молодцы! Она была мне верная и услужливая жена. Теперь она мне не жена, а я ей не муж. Кому люба – забирай, - выговаривал казак, стоя в кругу вместе с женой.
Если у кого-то возникала желание взять эту женщину в жены, он был обязан выйти в круг, и прикрыть женщину полой зипуна. Этим движением он снимал с нее бесчестие развода. Дальше процедура выглядела, как при бракосочетании. Он просил ее быть ему женой, а она просила его быть мужем.