Гостеприимство казаков
В культуре Донского казачества, гость считался божьим посланцем. Это вызывало к нему чрезмерное уважение. Самым важным был гость из далеких краев и незнакомых мест, который нуждался в приюте и опеке.
Хозяин, который не оказал гостю должного почтения, подвергался презрению. В старой шутливой казачьей песне имеются такие интересные слова: «Нам каждый гость дается Богом, какой бы не был он среды, хотя бы в рубище убогом — алаверды, алаверды».
Гостю за столом отводилось самое почетное место. Гостя могли посадить даже на место старика, даже, если он был значительно моложе. Гость мог трое суток не отвечать на вопросы о цели его прибытия и откуда он родом. Задавать такие вопросы считалось неприличным.
Еще одним характерным признаком гостеприимства является то, что в среде казаков считалось непринятым брать в дорогу еду для себя и для коня. На любом хуторе, в любой станице его были обязаны накормить, даже если там не было его родственников или сослуживцев. Поэтому, казаки редко останавливались на постоялых дворах. Это делалось только при посещении городских ярмарок.
К счастью, данный обычай сохранился до сих пор. О казачьем гостеприимстве наслышаны не только историки, но и обычные люди, которым пришлось побывать в этих краях.
Но гостеприимство – это не единственная добродетель, которой обладали казаки. В Сечи можно было забыть или оставить на улице деньги, или ценные вещи, и можно было не беспокоиться, что их украдут. Этому имеется множество исторических примеров.